Сегодня, 20-го января, свой 72-й день рождения празднует культовый американский кинорежиссер, сценарист, музыкант и ярчайший представитель независимого кинематографа, обладатель большого количества наград и премий международных кинофестивалей, офицер Ордена Почетного легиона, несравненный Дэвид Кит Линч.
Будущий выдающийся деятель мирового кинематографа появился на свет в 1946-м году в небольшом провинциальном городишке Миссула, что в штате Монтана, в семье ученых, трудившихся в министерстве сельского хозяйства США. Маленький Дэвид рос послушным мальчиком, хорошо учился и с раннего детства начал проявлять тягу к творчеству. Однако, наблюдались за ним и некоторые странности, которые немного беспокоили его родителей. К примеру, мальчик любил собирать целые композиции из дохлых мух, жуков и прочих насекомых, придумывая попутно целые сюжеты, а еще он просто обожал фильмы ужасов, разные притчи и поверья о сверхъестественных силах, оживших мертвецах, магии и потустороннем мире, в которые он, по его собственному признанию, верит до сих пор. Из-за специфики работы родителей, их семья довольно часто переезжала с места на место, так что Дэвиду за годы учебы довелось сменить несколько школ. В 1965-м году Дэвид был студентом Пенсильванской академии искусств, что в Филадельфии, где юноша с неподдельным интересом увлекался живописью, а также скульптурой, и художественной фотографией. Восхищение экспрессионизмом Оскара Кокошки на некоторое время даже привело начинающего и подающего большие надежды художника в далекую Австрию, где, собственно жил и творил его кумир. Также среди своих любимейших художников Линч всегда называл Френсиса Бэкона и Эдварда Хоппера. На курсах и мастер-классах по экспериментальному искусству в 66-м году Дэвид также увлёкся и мультипликацией, реализовывая посредством этого некоторые свои творческие идеи. Его первым короткометражным анимационным фильмом был «Шесть блюющих фигур», произведение довольно странное, продолжительностью в одну минуту. В следующем 1967-м году Линч приобретает свою собственную кинокамеру, и снимает свой первый в карьере короткометражный кинофильм, под названием «Алфавит», в котором были мастерски совмещены мультипликация, а также кинокадры. Картина эта, что примечательно, была основана на одном кошмарном сновидении маленькой племянницы супруги режиссёра Пэгги. При этом, сама Пэгги исполнила в данном фильме роль девочки. В это же время Линч начинает активно работать и над сценарием кинофильма под названием «Бабушка». Впоследствии, предоставив готовый сценарий, а также свои другие проекты, Дэвид даже принял участие в студенческом конкурсе на получение специальной стипендии, учрежденной Американским институтом кино или «American Film Institute». Тогда, к своему огромному удивлению, Линч, все же получил заветную стипендию. Члены комиссии посчитали, что 35-ти минутный кинофильм «Бабушка», на фоне других работ, отличается довольно четко и тонко продуманной сюжетной линией повествования, а также проницательным и глубоким содержанием. Среди любимейших фильмов, оказавших наибольшее влияние на его собственное творчество, Дэвид всегда выделял детективный триллер «Окно во двор», неподражаемого мастера этого жанра Альфреда Хичкока, комедийную ленту «Мой дядя», французского режиссера Жака Тати, культовую мелодраму «Лолита» Стэнли Кубрика, сценарий которой, к слову, адаптировал сам Набоков, а также драматический фильм ужасов «Час волка» Ингмара Бергмана. В 1971-м году Дэвид начинает свою работу над первым полнометражным кинодебютом драматическим хоррором «Голова-ластик». Но, из-за серьезных финансовых проблем съёмки картины неоднократно прерывались, переносились и замораживались, и только лишь спустя пять долгих лет работа над этой неоднозначной картиной была завершена. В этом проекте Линч сумел впервые продемонстрировать свой талант создавать пугающие, запутанные, сюрреалистические и очень впечатляющие своей мрачностью и атмоферой картины. Картина представила собой не столько простое повествование в привычном смысле этого слова, сколько самое настоящее путешествие внутрь чьего-то подсознания. Если хорошенько присмотреться и вдуматься, то все герои фильма, и сами помещения, где разворачиваются события в этой истории являют собой вовсе и не настоящих людей и настоящие помещения, а, своего рода, некие метафоры, которые могут попросту перетекать друг в друга или же саморазрушаться, как это вполне свойственно образам и категориям нашего человеческого сознания. Такой необычный и своеобразный подход ко времени, пространству, героям и их историям станет впоследствии основополагающим для всего дальнейшего кинотворчества Линча. Из-за столь необычного и даже эпатажного сюжета картины и минимального базового режиссёрского опыта Дэвида никакие киностудии не брались за проект, и не поддержали его. Поэтому молодой режиссер снимал большую часть своего фильма самостоятельно. Но даже несмотря на то, что к картине на киностудиях отнеслись весьма скептически, через короткое время лента становится культовой. Впоследствии даже сам Стэнли Кубрик неоднократно высказывал свое сожаление о том, что не он снимал эту ленту. Режиссер Мэл Брукс, после просмотра этого фильма, сразу же пригласил Дэвида Линча к себе работать в качестве режиссёра над биографическим драматическим фильмом «Человек-слон». Этот фильм впоследствии получил целых восемь номинаций на престижнейшую кинопремию «Оскар», в том числе и в номинации за лучшую режиссуру. Лента с глубоким подтекстом, затрагивает тему человечности, и представляет изуродованного главного героя куда более добрым, открытым, честным и человечным, нежели все окружающие его, так сказать, «нормальные» люди. После такого триумфа Дэвид даже получил предложение снимать третью часть классической трилогии эпопеи «Звёздных войн» от Джорджа Лукаса, однако Линч тогда отдал свое предпочтение экранизации романа «Дюна». Однако, даже несмотря на просто неслыханный по тем временам бюджет картины в размере сорока миллионов долларов, киноверсия этого научно-фантастического эпоса не имела, ровным счетом, никакого успеха у зрительской аудитории. Выпущенная же затем более расширенная телевизионная версия фильма вызывала возражения даже со стороны самого режиссёра, который тогда поклялся, что более никогда не будет браться за съёмки фильма, если ему не обеспечат полнейший контроль над всей окончательной версией творения. В 1986-м году при серьезной финансовой поддержке культового кинопродюсера Дино Де Лаурентиса на большие экраны вышел скандальный детективный триллер под названием «Синий бархат», повествующий о тайной преступной группировке, которая держит под своим жестким контролем жизнь в небольшом патриархальном американском городишке. Фильм в тот год получил премии Национального общества кинокритиков, сразу в двух номинациях, как «Лучший фильм», а также за «Лучшую режиссуру». В разрезе кинокритики отзывов и общественного восприятия, это, и вовсе, самый успешный кинофильм режиссёра. Так, начиная с «Синего бархата» Дэвид постепенно обретает огромное количество ярых поклонников по всей Европе, а особенно во Франции, так что многие его последующие проекты финансировал французский «Canal+». В 1990-м году Линч снимает гротескную криминальную мелодраму «Дикие сердцем». Но, даже несмотря на весьма смешанную реакцию кинокритиков, уважаемое каннское жюри возглавляемое тогда самим Бернардо Бертолуччи, решает присудить этой ленте награду – «Золотую пальмовую ветвь». В том же году стартовал и первый телесериал Линча, культовый детективный мистический триллер «Твин Пикс». В основе данного сюжета телесериала — расследование весьма загадочного убийства юной школьницы Лоры Палмер, которое произошло в небольшом американском городишке под названием Твин Пикс. Этот сериал поначалу пользовался просто оглушительным успехом, однако, всего через год его съёмки были неожиданно свёрнуты по причине стремительно падающих рейтингов. Но, даже несмотря на это, сериал становится знаковым явлением в мировой культуре начала 90-х годов. С тех пор, ежегодно под Сиэтлом проходят слёты преданных поклонников «Твин Пикса». В 92-м году был выпущен психоделический приквел к этому сериалу, получивший название «Твин Пикс:Сквозь огонь». Однако, премьера кинокартины на Каннском фестивале оказалась провальной, пресса была преисполнена разгромными рецензиями, а сам режиссёр тогда объяснял такую реакцию лишь тем, что многие ожидали увидеть здесь продолжение «Твин Пикса», но получили они нечто совершенно иное. Возражения же кинокритиков против этого фильма сводились к тому, что состоит он из двух практически не связанных друг с другом частей. И вот, спустя годы и десятилетия, кинофильм «Твин Пикс:Сквозь огонь» уже вовсе не воспринимается как какой-то безоговорочный провал, а среди многочисленных критических отзывов ныне преобладают положительные. Линч продолжал экспериментировать с фрагментациями повествования и в последующем психологическом триллере «Шоссе в никуда». Он представляет собой две примерно равные по продолжительности части с различными сюжетами и героями , но фактически — это лишь две версии одной и той же жизни. Линч полностью реабилитировался в глазах мейнстримных критиков сняв в 99-м году основанную на реальных событиях биографическую драму «Простая история», которая своей незамысловатостью вызвала попросту недоумение у ярых поклонников более ранних экспериментальных кинопроектов режиссёра. В 2002-м году он сам возглавлял жюри на Каннском кинофестивале. При этом, главный приз фестиваля был присуждён довольно традиционному по своей режиссёрской манере драматическому «Пианисту» от Романа Поланского. В начале 00-х Дэвид работал над новым сериалом, который сняли с производства после провального тестового показа. Перемонтированные эпизоды впоследствии превратились в психологический триллер «Малхолланд Драйв», который стал культовым, и был названа журналом «Cahiers du Cinéma» главным кинофильмом десятилетия. В сентябре 06-го года на Венецианском кинофестивале состоялась премьера трехчасовой картины Линча – психологического триллера «Внутренняя империя». Его съёмки проходили без готового сценария. Режиссёру тогда была вручена престижная награда «Золотой лев» за его вклад в развитие мирового кинематографа. В течение 90-х и 00-х годов Дэвид снял несколько небольших видеороликов рекламного, а также музыкального характера, в том числе промо-ролик брэнда «Christian Dior» и анимационный видеоклип Моби. В 2017-м году свет увидел новый сезон культового детективного мистического сериала «Твин Пикс», который был удостоен ряда престижных наград и номинаций, а вскоре после этого Дэвид неожиданно заявил о своем намерении уйти из большого кино. По его словам, современный кинематограф сильно изменился и далеко не в лучшую сторону. Линч отметил, что хорошие фильмы со смыслом, увы, не пользуются спросом, а те, что собирают неплохие кассы – он бы такое снимать не стал.В качестве продюсера он ныне работает над детективным триллером «Грехопадение».
Что касается личной жизни, то в первый раз режиссер связал себя узами брака еще в 1967-м году в городе Чикаго, женившись на Пегги Ленц. Год спустя у супругов родилась общая дочурка Дженнифер Чэмбер Линч, которая впоследствии стала известным кинорежиссёром, как и её отец. Но, брак этот просуществовал всего несколько лет, и в 74-м году супруги официально развелись. Произошло это в первый год работы режиссера над культовой лентой «Голова-ластик». Через три года Линч женился во второй раз, и его избранницей стала Мэри Фиск – сестра его давнего приятеля Джека Фиска, художника и постановщика Терри Малика. В 82-м году у этой пары появился сын, которого счастливые родители назвали Остин Джек Линч. После развода с Мэри, произошедшего в 87-м году, Дэвид начал встречаться с актрисой Изабеллой Росселлини — звездой своего кинофильма «Синий бархат». После их расставания он также некоторое время состоял в гражданском браке со своей помощницей Мэри Суини, которая родила ему в 92-м году сына Райли. Пара впоследствии оформила свои отношения, но произошло это лишь весной 2006-го года, однако, спустя всего два месяца после этого, они заявили о своем разводе. В феврале 2009-го года Линч в третий раз официально женился на киноактрисе Эмилии Стоуфл, которая, нужно заметить, была моложе него более чем на 30 лет. Они познакомились на съёмочной площадке картины «Внутренняя империя» и между ними пробежала искра. В 2012-м году у кинорежиссёра родилась еще одна дочь, названная именем Лула Богиня, в честь главной героини известного фильма Линча «Дикие сердцем».