Кино делают сценарист и режиссёр. Зритель запоминает актёра. Касается это любых картин, будь то лучшие военные фильмы или какие-то другие. Кто помнит, что «Летят журавли» снял Михаил Калатозов по пьесе Виктора Розова? А Татьяну Самойлову и Алексея Баталова страна в 1957 году полюбила сразу и навсегда. Как и Владимира Ивашова и Жанну Прохоренко («Баллада о солдате»), Елену Драпеко, Ольгу Остроумову, Ирину Шевчук, Андрея Мартынова («А зори здесь тихие…»), Бориса Плотникова и Владимира Гостюхина («Восхождение»).
Многое ли говорит нам имя Владимира Рогового? А Георгия Юматова, Василия Ланового, Алины Покровской? Ну, конечно, «Офицеры»! – воскликнет любой из нас.
Новые времена – новые фильмы. С актёрскими работами здесь похуже. Вряд ли кто припомнит, как зовут хотя бы одного из исполнителей главных ролей в «Звезде» или «Мы из будущего»… Сериальное мышление лишает артиста индивидуальности.
Тем ценнее «штучная» работа Алексея Верткова в новом фильме «Белый тигр». Молодой новосибирский актёр успел сняться до него в нескольких эпизодах. Но серьёзно заявил о себе в двух последних картинах Карена Шахназарова. Любопытно, что обе его роли центральные и партнёром Алексея в обоих случаях выступает Владимир Ильин. А главное: и тот и другой герои Верткова находятся на грани (или за гранью) реальности и рассудка. Если Громов в «Палате № 6» – «обыкновенный» сумасшедший, который не смог вынести несовершенства мира, то солдат Иван – персонаж иррациональный, мистический и не совсем существующий.
Взялся из ниоткуда, выжил в сгоревшем танке, хотя никак не должен был. О прошлом своём не помнит (да и было ли оно?). Не человек – функция. Сверхоружие, чья единственная цель – уничтожить противника. Равного по силе. И тоже не человека – танк. Секретное оружие вермахта, неустрашимое и непобедимое.
Победил. И вырос в одиночку в символ, собирательный образ народа, раздавившего фашизм.
Страшноватый герой! На одном из форумов Алексея Верткова сравнили с Малкольмом Макдауэллом. С нетерпением будем ждать новых работ этого нестандартного актёра.