Ровно через месяц, 17-го мая, стартует очередной ежегодный кинематографический фестиваль во французском курортном городе Канны. В этом году он будет юбилейным, 70-м по счету, и, судя по представленной конкурсной программе, скучным этот киносмотр уж точно не будет. На конкурсе будут представлены, как работы давних фаворитов мирового кинематографа, так и перспективных новичков в этом деле, и куда же без эпатажных возмутителей спокойствия, и новаторов в авторском кино. Среди тех, кто поборются за золотую пальмовую ветвь, значатся также и три российских картины, при чем, две из них вошли в основной конкурс. Но давайте более детально рассмотрим самые яркие и интригующие картины киносмотра, а также поговорим о тех, кто приложил руку к их созданию.
Ну а начнем мы, пожалуй, с драматического вестерна «Роковое искушение», от оскароносного режиссера, 45-ти летней Софии Копполы. Лента является фаворитом конкурса, да и как может быть иначе, когда над ним работала наследница того самого, культового Френсиса Форда Коппола, шестикратного лауреата премии «Оскар» и обладателя бесчисленного количества наград всевозможных конкурсов и фестивалей. Новая картина переосмысливает сюжет драматического вестерна 1971-го года, именуемого «Обманутый». В той истории неподражаемый Клинт Иствуд сыграл раненного на войне солдата, которого укрыли и приютили в неком изолированном пансионе благородных девиц. Следует отметить, что София решила рассмотреть это неудобное соседство с точки зрения уже самих женщин. Сексуальное напряжение в данной ситуации нарастает просто в геометрической прогрессии, и, тем самым, превращает картину в тревожный триллер. Главные роли в фильме исполнили оскароносная 49-ти летняя Николь Кидман, восходящая звезда, 19-ти летняя Эль Фаннинг, и обладательница «Золотой пальмовой ветви», 34-х летняя Кирстен Данст, а иствудовская роль досталась, 40-ка летнему Колину Фарреллу.
Далее расскажем о фантастическом драматическом приключенческом боевике «Окча», совместного производства США и Южной Кореи. Поклонникам южнокорейского кинематографа вовсе не нужно представлять режиссера данной ленты, 47-ми летнего Пона Джун-хо, в фильмографии которого значатся, как минимум две ленты, не уступающие по мощи любым голливудским картинам, которые были сняты в ХХI веке, — это криминальный триллер «Воспоминания об убийстве» и фантастическая драма «Вторжение динозавра». Отобранная для каннского конкурса картина «Окча» стала второй англоязычной работой Пона. Впрочем, если учесть, что показанной историей движет живущая в горах девочка, которая берется защищать от злых корпораций неведомое огромное существо, а также, зная, как режиссер умеет размыть границы между простым зрелищем и настоящим киноискусством, можно сказать наверняка: ни на какой западный фильм «Окча» похож не будет. Сам же Пон в одном из своих интервью признался, что вдохновлялся он всем известным «Поросенком Бэйбом».
Нельзя не упомянуть эротический триллер «Двуличный любовник», французского режиссера, двукратного номинанта на «Золотую пальмовую ветвь», 49-ти летнего Француа Озона. Детали картины на данный момент держатся в строжайшем секрете, дабы сохранить интригу. Главные роли в ленте сыграли 26-ти летняя Марина Вакт, неподражаемая, 72-х летняя Жаклин Биссет, и 36-ти летний Жереми Ренье. Режиссер, к слову, уже давно не является таким уж возмутителем спокойствия, каким он был в 90-х годах, а его провокационные, замешанные на сексуальности и коммуникациях, картины ныне, чаще всего, выглядят буржуазной сатирой о европейской жизни. В данном случае речь пойдет о романе психически неуравновешенной барышни, с её психотерапевтом, и, судя по названию, мужчина что-то скрывает.
Так уж сложилось, что практически на каждом Каннском кинофестивале во внеконкурсных программах присутствует какая-нибудь выдающаяся картина из Южной Кореи. К слову, в прошлом году это был зомби-ужастик под названием «Поезд в Пусан». В нынешнем же году такую судьбу, в частности и по рекордным кассовым сборам, очень даже может повторить драматический триллер «Злодейка». Это движимая сильным сексуальным напряжением история страшной вендетты, которую осуществляет молоденькая кореянка-киллер, с парой серьезных скелетов в шкафу.
А вот обладательница четырех «Пальмовых ветвей», 47-ми летняя Линн Рэмси привезла на конкурс детективный триллер «Ты никогда здесь не был». После того, как с успехом была принята на кинофестивалях по всему миру драматическая лента «Что-то не так с Кевином», режиссер успела с громким скандалом уйти со съемок вестерна под названием «Джейн берет ружье», наплевав, при этом, на свою репутацию в Голливуде. А о том, как испортить отношения со всеми, и, при этом, неизменно оставаться, что называется, на коне, много может поведать и звезда картины, 42-х летний Хоакин Феникс, который сыграл в ленте ветерана боевых действий, взявшегося защищать юную девушку от беспощадных торговцев женскими телами.
Не обошлось и без фильмов комедийного жанра, таковым стала «Истории семьи Майровиц» от номинанта на премию «Оскар», 47-ми летнего Ноа Баумбак. Этот режиссер вот уже более двух десятков лет остается одним из наиболее выразительных и интересных кинематографистов в независимом американском кино. Выбор этой новой ленты Ноа в основной конкурс Каннского смотра должен наконец-то вывести кинорежиссера к непререкаемой репутации. Примечательно, что ключевые роли в данной истории о сложном, но недолгом воссоединении весьма уставших друг от друга членов семьи исполнили культовые комимки – 50-ти летний Адам Сэндлер, и 51-летний Бен Стиллер. Такого весьма специфического двойного удара фестиваль, кажется, еще не видел.
Двукратного номинанта на «Золотую пальмовую ветвь», 52-х летнего Сергея Лозницу, в Каннах, в принципе, уже довольно давно знают и любят. Именно там проходили премьеры многих его документальных фильмов, а игровое кино — драма «Счастье мое» и военная историческая лента «В тумане» даже некогда участвовали в основных конкурсах. Сюжет его новой картины основывался на повести Достоевского с одноименным названием «Кроткая» — и повествует о том, как ростовщик взял себе в жены юную девушку, но их отношения катастрофически не сложились по причине просто тотального несхождения характеров. В этом году Лозница вновь будет претендовать на награду, так как эта лента попала в основную конкурсную программу.
Далее идет двукратный номинант на «Золотую пальмовую ветвь» из Японии, 56-ти летний Такаси Миике, который еще лет пятнадцать назад своим разнообразием, и неординарностью снимаемых картин заработал довольно редкий в современном кинематографе статус: режиссера вне всяких жанровых рамок, а также правил хорошего тона. С этой особенностью, не зависимо от любых веяний моды, а также запросов зрительской аудитории Миике снимает по две-три картины ежегодно, в диапазоне от свирепых якудза-боевиков до абсурдных фэнтези. Каннский же фестиваль не упускает возможностей, и интереснейшие из его работ показывает вне конкурсной программы или в параллельных секциях. Его новый драматический боевик «Клинок бессмертного», исходя из описания, кажется идеальным для этого режиссера — это экранизация манги о неупокоенном безымянном самурае, который проклят бессмертием и ему нужно убить тысячу других людей, чтобы наконец самому умереть.
Также в конкурсной программе будет представлена драма «Хеппи-энд», оскароносного австрийского режиссера. 75-ти летнего Михаэля Ханеке. Это социальная драма, рассказывающая о проблемах многочисленных мигрантов в Европе, которые сами европейцы стремятся не замечать. Самого режиссера, без преувеличения, можно назвать одной из самых именитых фигур Каннского кинофестиваля в нынешнем году. В копилке его наград уже имеется две «пальмовые ветви», также он считается одним из самых безжалостных и гениальных кинематографистов современности, вскрывающим разнообразные «язвы» проблемного бытия нынешнего поколения, с легкостью переключаясь от психосексуальных контекстов и жесткой, провокационной сатиры на обыденную повседневность.
А вот мистическая драма «Призраки Исмаэля» будет представлена талантливым режиссером, 56-ти летним Арно Деплешеном, который уже шесть раз номинировался на главный приз Каннского кинофестиваля. Когда предыдущая работа этого французского кинематографиста «Три воспоминания о моей юности» так и не вошла в основной конкурс фестиваля, удовлетворившись лишь параллельной секцией, то относительно мотивации членов жюри разразился громкий скандал, тем более что данная лента тогда были буквально обласкана кинокритиками, а позже и зрительской аудиторией. В нынешнем же году фестиваль, если можно так выразиться, возвращает в некотором смысле режиссеру должок, и его «Призраки Исмаэля» станет фильмом-открытием фестиваля, обеспечив, тем самым, этой драме повышенное внимание прессы, зрителей и прокатчиков по всему миру. Как это часто бывает у Арно, в вымышленную историю он добавляет автобиографические нотки — и представляет главного героя, который через два десятка лет разлуки встречает исчезнувшую когда-то возлюбленную. Режиссер разыгрывает историю о знакомых, наверное, каждому человеку чувствах, колеблющихся в диапазоне от болезненной травмы расставания с искренней любовью, до не менее тяжелой травмы ее вероятного обретения снова. Главную роль в ленте исполнила 41-летнияя оскароносная француженка, неподражаемая Марион Котийяр.
Четырехкратный обладатель премии «Оскар», 53-х летний Алехандро Гонсалес Иньярриту также готов вновь поразить зрителей. В этом году некоторые новые горизонты готовы открыть не только гости, но и сам кинофестиваль — в его конкурсную программу впервые в истории был включен VR-проект «Плоть и песок». При чем, виртуальную реальность в этой ленте проверяет кинематографом режиссер остросюжетной драмы «Выживший» и черной комедии «Бердмэн».
Нельзя обойти вниманием картину американского режиссера, номинанта на премию «Оскар», 56-ти летнего Тодда Хейнса, драму «Мир, полный чудес». Предыдущая его работа «Кэрол» после премьеры и очень теплого приема на Каннском кинофестивале, потом весь год собирала самые разнообразные премии и награды, и даже получила шесть номинаций на «Оскар». Теперь же режиссер, который, как никто другой, умеет воссоздавать язык классического Голливуда на большом экране, представляет историю, параллельно рассказывающую о судьбах двоих глухих детей — девочки из 1927-го года и мальчика из 77-го. Примечательно, что часть картины была снята, как немое кино. Главные роли в ней исполнили 36-ти летняя Мишель Уильямс, и оскароносная, 56-ти летняя Джулианна Мур.
Еще один российский режиссер, 53-х летний Андрей Звягинцев, хорошо знакомый зрителям и кинокритикам, и обладающий огромным количеством разнообразных престижнейших кинопремий и наград представляет свою новую работу – драму «Нелюбовь». Этому фильму пророчили попадание на конкурс еще тогда, когда только зашла речь о начале работы режиссера над ним. Несколько лет назад его социальная драма «Левиафан» произвела эффект разорвавшейся бомбы, теперь же он расскажет историю о том, как внезапное исчезновение 12-ти летнего мальчика, уставшего от скандалов собравшихся разводиться родителей, заставит супругов переосмыслить ситуацию, и отложить свои планы на новую жизнь.
Также нельзя не отметить, что, по нынешнему состоянию, телесериалы также прочно прописались в конкурсных программах ведущих мировых кинофестивалей. Так, к примеру, Берлинале был показан не только отреставрированный мини-сериал Райнера Фассбиндера 70-х годов, «Восемь часов еще не день», но и пилотные серии пяти новых европейских телесериалов. Каннский кинофестиваль также решил не отставать, и главной сенсацией из его программы станет мировая премьера новых эпизодов одного из лучших телесериалов в истории «Твин Пикс». Да, с 22-го мая возвращение этого сериала увидит весь мир, но если уж мы ждали его четверть века, то почему бы и не сократить это ожидание на пару дней, и это не говоря о бонусе фестиваля, в виде гигантских экранов каннских кинозалов.
Это далеко не все премьеры, сюрпризы и новинки, которыми фестиваль готов порадовать критиков и зрителей. С 17-го по 28-е мая будут вручены десятки наград и специальных премий фестиваля категории «А», и одного из старейших и престижнейших киносмотров в мире.