Сцены второго действия Телемака

Неоднократно в музыке Глюка встречаются образцы индивидуализированной мотивной остинатности, в которых интонационная ячейка (иногда комплекс двух-трех однотактовых интонаций) обладает ярко выраженной экспрессией интонационной фигуры, воплощающей аффект. При этом Глюк подчас возвращается к однажды найденному интонационному контрасту: ария Астерии из седьмой сцены второго действия Телемака, ария Ифигении из первой сцены четвертого действия Ифигении в Тавриде, № 8 из балета Семирамида и особенно — № 2 из того же произведения.

Мотивная остинатность, пропитавшая глюковскую музыку наряду с ритмической, широко использовалась в произведениях многих композиторов середины века. Так, в опере Рамо Ипполит и Арисия, в Air infernal (четвертая сцена первого действия), с предельной ясностью звучит типично глюковское сопровождение в виде остинатной фигуры баса и остинатной фигуры скрипок, а в сцене Плутона (первая сцена второго действия) предвосхищена глюковская остинатная фигурация из балета фурий в Орфее. Впрочем, образцов остинатного сопровождения у Рамо достаточно много. Одним из первых исследователей, рассмотревших этот вопрос в связи с Глюком, был Феттер. Он обратил внимание на оперы Рамо Кастор и Поллукс и Зороастр.

Остинатность пронизывает и оперную музыку итальянских современников Глюка (в том числе Майо, Траэтты, Йоммелли), а также Хассе, К. Грауна и особенно Генделя, который наиболее последовательно использовал данный принцип в своем творчестве. Это обстоятельство наводит на мысль о возможности прямого воздействия остинатных форм Генделя на музыку Глюка.

Примеров использования остинатности в музыке Генделя много. Таковы арии Медора с басовым ostinato и Орландо из второго действия Орландо, ария Дардана из пятой сцены второго акта Амадиджи, арии Массимо и Эцио из второго действия Эцио, до-мажорная ария Полиника с ее переменной остинатностью из первого действия Ариоданта. Окончание второго действия Ариоданта столь насыщено остинатностью и грозным, фаталистическим аффектом, что вполне могло бы повергнуть в творческий и слушательский экстаз самого Глюка. Мотивная остинатность, бесспорно, роднит глюковские тексты с музыкой И. С. Баха: сравним два речитатива — из Ифигении в Авлиде и из Страстей по Матфею.

Ритмическая остинатность, пришедшая как атрибут танца из музыки ренессансного быта, стала важным формообразующим и выразительным фактором музыки барокко и позже — классицизма. Опора на сложившиеся в бытовой музыке Возрождения ритмоинтонационные формулы популярных танцев проявилась как в мелодико-, басо-остинатных интонационных, так и в ритмических формулах чаконы, пассакальи, сарабанды, гальярды, жиги и других танцев инструментальной сюиты. Постепенно отдельные ритмические формулы обретали и семантическую определенность. Подобно мелодико-интонационным фигурам, они оставили за собой определенный диапазон эмоциональных значений, варьируемых от ситуации к ситуации. Таков, например, пунктирный ритм, соответствующий аффекту воли, упорства, угрозы,  неумолимости, а также торжественности

(Maestoso). Именно этим ритмом в подавляющем большинстве открываются французские увертюры Ж.-Б. Люлли, сюиты Г. Муффата, отдельные увертюры А. Кальдары, оркестровые сюиты И. С. Баха, Concerti grossi Г. Ф. Генделя. В таком качестве пунктир дошел до Моцарта (Дон-Жуан, симфония № 39). Разновидность пунктира (в увеличении), соединенного с синкопой, представлена несколькими вариантами ритма сарабанды, который несет в себе особо сильный роковой аффект, связанный с потусторонними образами в силу самой ритуальной предназначенности сарабанды — траурного, погребального танца.

Автор:

IronRat





Обсудить

 

Здесь вы можете написать отзыв

* Текст комментария
* Обязательные для заполнения поля

Внимание: все отзывы проходят модерацию.

 



Фото-галерея


Алексей Фомин — композитор нового поколения. В его произведениях ...

Вчера, 23-го июня, звезды культовой фэнтезийной саги «Игра ...

Не все женщины, по тем или иным причинам, могут самостоятельно ...

Многие спортсмены, отнюдь, не могут похвастаться безупречной ...

Любви покорны не только все возрасты, но также для влюбленных ...

беременные звезды